История картины и ее автора

Рассматривая работы сицилийских  мастеров мозаики я встретил работу «Молящаяся Мадонна» по известной картине Филиппо Липпи «Мадонна с младенцем и двумя ангелами»

 

 

 

 

 

 

 

Мозаику можно приобрести на заказ, то есть, это работа, выполняемая современными мастерами мозаики. Чем эта мозаика отличается от картины Филиппо Липпи?.

 

На мозаике нет ангелов поддерживающих маленького Христа, нет и самого маленького Христа.

Сначала я подумал, что это некая вольность мастеров мозаики, но продолжив изучение темы мозаики я встретил в интернете картину Ф Липпи, на которой изображена одна Мадонна  в той же позе, что и на картине с младенцем и ангелами. Очевидно Ф. Липпи сделал несколько вариантов картины. Правда, проверить так ли это я не смог.

Кстати, Мадонна написана Ф. Липпи со своей  жены Лукреции Бути, а Христос написан с их сына Филиппино.

На картине с младенцем и ангелами Мадонна находится в окне, которое совпадает с рамой картины. Зритель смотрит через окно на пейзаж, и только позже понимает, что окно и есть рама картины.

На картине с одной Мадонной и мозаике изображена сама Мадонна, в той же позе молящейся, изменен фон картины.

История жизни  Фра Филиппо Липпи достойна хорошей книги. К сожалению не  имею возможности точнее познакомиться с описанием его жизни, пользуюсь обычными изданиями, иностранными публикациями. Мало того, есть несколько вариантов описания его жизни. Попытаюсь кратко описать их.

 

В одном описании указано, что Филиппо Липпи родился во Флоренции около 1406 года. Оставшись сиротой в восьмилетнем возрасте, он был отдан в монастырь, где позднее стал монахом, однако в глубине души Филиппо Липпи чувствовал себя созданным для мирской жизни.
В еще одном описании указано, что будучи ребенком, он ничем не выделялся от других детей, кроме рисования. Рисовал он много, рисовал везде и на всем, что попадало под руку, и скоро достиг большого в этом мастерства.

 

В 1421 Липпи принял монашеский сан и жил в кармелитском монастыре во Флоренции до 1431. Фра Филиппо Липпи был монахом братства кармелитов с 1421 по 1456 год. Как художник Фра Филиппо Липпи сложился под влиянием Мазаччо и Фра Анджелико; помимо Флоренции работал в Падуе (1434-1437), Прато (1452-1464, с перерывами) и Сполето (с 1466). И в других городах.

 

Далее привожу вариант описания полного драматизма отрезка жизни Ф.Липпи

Филиппо Липпи был монахом и известной фигурой во Флоренции. Им восхищались, ему покровительствовали могущественные Медичи. Аристократы считали нужным приобретать его работы. Именно его полотна в качестве дара Папе отправил в Рим герцог Козимо Медичи.

 

Слыша постоянные похвалы и пресытившись монастырской жизнью, он сбросил с себя монашескую одежду, хотя и был произведен в дьяконы. Много прекрасных картин написал он для Козимо Медичи Великолепного, который его всегда очень любил.

Приведу выдержку из Новеллы LVIII Маттео Банделло

Но художник был выше всякой меры сластолюбив и большой охотник до женщин. Если он встречал женщину, которая ему нравилась, он не останавливался ни перед чем, лишь бы овладеть ею. Когда на него находила такая блажь, он или совсем не рисовал, или рисовал очень мало.

Однажды фра Филиппо писал картину для Козимо Медичи, которую тот собирался преподнести папе Евгению Венецианскому. Великолепный заметил, что художник частенько бросает работу и пропадает у женщин, и велел привести его домой и запереть в большой комнате, чтобы он попусту не терял времени. Но тот с трудом просидел три дня, затем ночью взял ножницы, нарезал из простыни полосы и, таким образом вылезши из окна, провел несколько дней в свое удовольствие.

Как-то раз Козимо Великолепный, навещавший его каждый день, не найдя его дома, страшно рассердился и послал его разыскивать, но потом разрешил работать, как ему вздумается, и тот с рвением исполнял его заказы; Козимо говаривал, что фра Филиппо и ему подобные суть вдохновенные богом, редкостные и высокие таланты, а не вьючные ослы.

Однако вернемся к тому, что заставило нас завести о нем разговор, и покажем, что талант уважается даже варварами.

Как-то Филиппо был в Марке Анконской и отправился со своими друзьями прокатиться на лодке по морю. Внезапно появились галеры Абдула Маумена, великого берберийского корсара того времени, и наш добрый фра Филиппо вместе со своими друзьями был захвачен в плен, закован в цепи и отвезен в Берберию, где в тяжелом положении находились они года полтора, и Филиппо пришлось держать в руке вместо кисти весло.

Но как-то раз, когда из-за непогоды нельзя было выйти в море, его заставили рыть и разрыхлять землю в саду. Нередко приходилось ему видеть в саду Абдула Маумена, своего господина, и вот однажды пришла ему фантазия нарисовать его на стене в мавританской одежде, и это ему удалось так хорошо, что тот вышел совсем как живой.

Всем маврам это показалось каким-то чудом, потому что в их краях не принято ни рисовать, ни писать красками. Тогда корсар велел освободить его от цепей и стал обращаться с ним как с другом и из почтения к нему поступил так же с его товарищами по плену.

Много еще написал красками прекраснейших картин фра Филиппо для своего господина, который из уважения к его таланту одарил его всякими вещами, в том числе и серебряными вазами, и приказал доставить его вместе с земляками целыми и невредимыми в Неаполь.

Из другого описания.

В 1458 году настоятельница женского монастыря Санта-Маргерита в городке Прато пригласила художника для написания образа Пречистой Девы для алтаря монастырской капеллы. Взявшись за работу, художник попросил настоятельницу предоставить натурщицу, чтобы рисовать Мадонну.

«Выбирайте любую из монахинь монастыря !» Так для образа Мадонны Филиппо выбрал семнадцатилетнюю послушницу Лукрецию Бути. Девушка была из порядочной и состоятельной семьи. Белокурые кудрявые волосы, прекрасные лучистые глаза, мягкая улыбка.

Шли дни и вскоре образ Богоматери с нежными чертами Лукреции был готов. После создания «Мадонны с младенцем», Липпи попросил разрешения сделать для монастыря еще одну работу «Пир Ирода», где для Соломеи позировала снова Лукреция Бути. Появилась прекрасная по своей красоте фреска.

 

За долгие часы позирования для полотен девушка не смогла остаться равнодушной к обоятельному, страстному и такому молодому в свои 50 лет художнику. Они долго планировали побег. Разразился страшный скандал.

 

В 1457 году у Лукреции родился сын. которого назвали Филиппино. Узнав об этом, папа Пий II только тонко усмехнулся: — Его кистью водит Бог, а не дьявол, — произнес Пий II, очарованный искусством великого итальянского живописца, продолжавшего творить, став женатым человеком. Именно в это время написана прекрасное полотно «Мадонна с младенцем и двумя ангелами», где Лукреция позировала с сыном на руках. Картина была подарена Джовани Медичи. Прошло несколько лет и скандал поутих.

 

У невенчаной четы монаха и монашки родилась дочь Александра. Художник обратился в Рим к Папе с просьбой снять сан. И папа Пий II идет навстречу просьбе великого художника. Сутана только сковывает его творчество и мешает семейной жизни, — мудро сказал папа. — Иногда мне кажется, что уйдя в мир, Филиппо станет только ближе к Богу! Филиппо и Лукреция стают мирскими людьми и заключают брак

 

..Скончался мастер в возрасте 63-х лет, во время работы в Сполето, над очередным циклом фресок.

Что еще хочу сказать, что Фра Филиппо Липпи был учителем знаменитого Сандро Боттичелли. Сын Филиппо, Филлиппо  Липпи младший тоже был знаменитым художником и другом и учеником Сандро Боттичелли.

 

Ваш отзыв