Римская мозаика

О мозаике много написано. Я хочу  показать мозаику со стороны техники и технологии изготовления.
Сегодня возьмем для рассмотрения  римскую мозаику. Римской мозаике уже более двух тысячелетий. В раскопках находят образцы римской мозаики датируемыми IV веком до новой эры.

Естественно, возникает вопрос, из чего делали мозаику? Какие инструменты использовали?   Какие технологии в обработке материалов существовали? Ну, в конце концов, что украшали мозаикой, как наносили мозаику?

Прославилась римская мозаика, хотя зародилась она в эллинских городах-государствах. Мозаика была призвана не только как стремление человека к прекрасному, но и чтобы подчеркнуть роскошь, чтобы придать значимость владельцу. Мозаикой покрывали полы, дорожки, стены. Украшались и культовые сооружения. В тот период было сравнительно дешево укладывать мозаичные сюжеты. После добычи камня для строительства остается много мелких камней, которые могли служить материалом для мозаики. Хотя начинали складывать мозаику из необработанных, естественных камней, гальки. В средиземноморье много гор. Горы постепенно разрушаются, образуются мелкие камешки, осыпь, прекрасный материал для набора мозаики. В то время  колотые камни применяли только тогда, когда надо было подчеркнуть цвет.

Доступность материала, его красочность, дешевая рабочая сила, способствовало развитию мозаичного искусства. Отделка из дерева не была столь долговечной как мозаика из камней, а керамика еще только зарождалась. Мозаика из натурального камня стала распространенным способом отделки полов, стен, дорожек, фасадов.

Самой примитивной мозаикой считается техника набора рисунка из гальки нескольких цветов. Набиралась галька на глиняный пол, или штукатурку.  Мозаика не была красочной, яркой. Натуральная галька имеет блеклые тона. Только после дождя можно увидеть всю прелесть натурального, необработанного  камня. Эту технику из необработанного камня, гальки называют барбарикум.

Пример мозаики в технике барбарикум

 

 

 

 

 

 

 

 

К сожалению не сохранились описания добычи камня и его обработки устами профессиональных технологов того времени, мастеров. Есть описания только путешественников. Описывается добыча камня открытым способом, в штольнях, каменоломнях. Инструменты для работы в каменоломнях состояли из кайла, зубила, лома, клиньев, кувалды и пил с зубьями и без зубьев. Рассказывается, что пилили камень только тогда, когда надо было придать камню какую-то форму. Пилы с зубьями употребляли только для очень мягких пород, более же твердые породы пилили пилами без зубьев. Пилили вручную при помощи песка, который непрерывно всыпали в прорез. При работах по добыче камня для разных потребностей, как отходы оставались мелкие камни разных пород, цветов. Вот они тоже, как и камни из осыпи гор послужили материалом для нового вида мозаики.

От набора естественных, не обработанных материалов, гальки, кусков камня,  мастера постепенно начали переходить к  специально подготовленным  кусочкам колотого камня с более-менее ровной поверхностью скола. Сначала  это происходило случайно, чтобы заполнить осколком камня пространство между галькой, и постепенно это привело к тому, что техника барбарикум была вытеснена новой, которую называют тесселатум.

Мозаика в технике тесселатум

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для  изготовления камешков использовали молотки, боек у которых заострен с двух сторон. Пользовались и зубилом.  Современные мастера в этой технике исполнения работают практически тем же инструментом. Разве что качество стали стало другим.

Из этой техники возникла новая, более точная техника, вермикулатум. Она отличается от техники тессалатум тем, что набирается из более мелких кусочков, точнее передает сюжет, формы

Мозаика в технике вермикулатум

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, постепенно гладкие, округлые гальки отходят в прошлое, их место занимают колотые камешки, которые укладываются друг к другу, поверхность их  шлифуется, так постепенно вырисовывается вид мозаики , которую сейчас называют классической римской, хотя ее происхождение скорее египетско-греческое. Но это на сей момент не наша тема. По моему мнению, как начало нового вида мозаики, римскую классическую мозаику можно датировать IV-III веком до н.э.

Даже в те времена  люди задумывались об экономии. Камень был достаточно дорогой, а его прочности было достаточно даже при использовании тонких пластин из камня. Чтобы увеличить площадь, которую можно было бы укрыть мозаикой стали колоть камни на пластинки. Мозаика составлялась из тонких пластин натурального камня. Куски натурального камня вырезались в определённой узорчатой форме и подгонялись настолько плотно друг к друг, пока они не образуют гладкую поверхность. В Риме такая техника очень ценилась, во многом благодаря тому, что мозаика изготавливалась из редких пород камней. Сама  техника носит название сектиле.

 Пример мозаики в технике сектиле

 

 

 

 

Примерно в те же  времена появляются первые образцы смальты. Благодаря внесению различных солей в расплавы стекла получили смальту, окрашенное стекло. Смальта дала новый толчок развитию мозаики.
Технология набора мозаики упрощается, поскольку смальту легче отколоть, сделать кусочек мельче, а значит точнее выложить рисунок. Швы между кусочками смальты подкрашивали в тон. Интерьеры стали еще выразительней, роскошней.

О техниках и технологиях мозаики из смальты, керамики, акрила в следующих статьях

 

 

 

 

Ваш отзыв